Книги как симулякры и ветераны в обществе развитого дефицита

Несколько случаев из детства.
Помню как поражалась моя мама когда в конце 70х видела как распространился обычай во многих московских гостинных выставлять за стекло книжных шкафов книги суперобложками к зрителю .
Были видны не только корешки книг, но иногда даже развороты книг, открытые на особо престижной странице, а то и на форзаце. По типу музейной экспозиции.
Достать книжечку можно было не иначе как сложив весь этот иконостас развитого социализма. Иначе при первом открывании стекла вся эта наглядная агитация рухнет на пол.

А ещё ранее, лет на десять раньше, в начале 70х мои родители выстаивали ночные очереди за книгами.Так как обычные хрестоматийные авторы вроде Толстого, Чехова и Достоевского были в огромном дефиците. И на их глазах действительно происходили случаи когда например ветеран войны или кто-то иной по документу, удостоверяющему спецправа, шёл вне очереди и выбирал полное собрание сочинений какого-нибудь классика , не вникая ни в его имя ни в содержание произведений — выбирая псс лишь потому что корешки подходят под цвет его румынской "стенки".

Причём слово "ветераны" сейчас не совсем адекватно воспринимается.
Ветеранов осталось очень мало.
А в начале70х Великая Отечетвенная от нас была совсем не далеко по времени — недальше чем сейчас Афган, а восприниматься по времени могла чуть ли не как первая чеченская.
То есть картина была такова.
Всякие ИТээРовцы и эМэНэСы мёрзли в ночных очередях за книгами , а некие вполне мощные зрелые люди приезжали в последний момент и забирали все книги, за которыми они могли не одну ночь стоять, делая перекличку по номерам (как в спорт-лото миллионном) и если ты не отзывался на 286 номер на Толстого и 359 на Чехова, то тебя вычёркивали как слабое звено и поверженного конкурента.

  1. Примечание первое — чуть позже эти книги стали вообще за собранную макулатуру давать. По-моему килограмм сорок нужно было собрать старых газет чтобы иметь право стать в эту очередь, делать перекличку по номерам и рассчитывать после ночей ожидания получить книгу в обществе этого развитого дефицита .
  2. Примечание к примечанию…а на газеты, которые собирались для получения макулатурных изданий, тоже нужно было подписываться "в нагрузку". То есть если тебе нужен был прогрессивный журнал, идол советской интеллигенции "Химия и жизнь" или например "Юность", то тебе в профкоме могли дать право подписаться на эти журналы (чуть не написал "блоги"))только если ты не только ходишь на основные субботники и делаешь стенгазеты, но и подпишешься дололнительно например на газеты "Сельская жизнь" или "Гудок" .
  3. Примечание к пояснению
  4. — я тут несколько прошёлся по ветеранам, но в то время по общим понятиям, ветераны Великой Отечественной, которым могло быть лет 45-50, стояли в очередях по совести, как все. Здоровяков с корочками конечно везде пропускали без очереди, не вникая, в каком штабе он был писарем. А фронтовики обычно не размахивали документами, хотя могли быть в самом дальнем краю очереди, а железо осколков снарядов могло быть в непосредственной близости от сердца. Нужно понять состояние того времени. Да, они кровь проливали на фронте. Но по совести им стыдно было считать что воевали они за это общество унизительного дефицита, что теперь дети их братьев по оружию, погибших в окопах второй мировой, будут стоять в очереди, только потому что выросли без родителей, только потому что их отцы и деды погибли и теперь тот кому повезло и кто вышел из-под пуль живым, будет обходить детей погибших товарищей в спецочередях и спецраспределителях

  5. Примечание, возвращающее к теме постинга, а случай этот, когда некий льготник, войдя с роднёй без очереди, забрал подписку только из-за цвета корешков книг, произошёл с собранием сочинений Достоевского — цвет был всего лишь чёрный с золотом, не особая фуксия какая-нибудь. Вот потому Достоевский "подошёл по колориту" к шкафу

…а ведь в принципе обыватели всего лишь о цветовом дизайне, о декорировании помещений беспокоились.
Книги были главным компонентом дизайна жилого интерьера.
Я уже не говорю о такой функциональной стороне книжного декорирования как шумоизоляция.
Вот я и вспомнил о том как дико это воспринималось лет 35-40 назад. В книгах был главным текст, а не обложка. В тексте было главным содержание. И даже точнее — в содержании казалась главной не информационная, а художественная и духовная (если можно так сказать) часть. Кощунством воспринималось когда книги подбирались под цвет обоев. Это было распространённым, но комичным и анекдотичным. Анегами ходячими были мещане, которые пыжились казаться "тилихентами"

Об авторе yuri

Осваиваю опцЫи
Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев на «Книги как симулякры и ветераны в обществе развитого дефицита»

  1. bocx говорит:

    Ну , этот обычай в разворот устанавливать книги и до сих пор популярен.
    Не знаю может быть это копируется в книжных магазинах или в музеях?

  2. sashko_garmatny говорит:

    Скажите пожалуйста- вы упомянули ветеранов афгана. Если мерять близкими расстояниями мирных лет, то в чём отличие с брежневскими советскими временами?

  3. yuri говорит:

    Об афгане вообще мало что было известно. Наши войска были там в 2,5 раза дольше чем шла Великая Отечественная и по-моему в обществе сформировали страх перед ветеранами советского времени. По-моему афганцы старались дистанцию держать от этого общества, которое их с трудом принимало. Но это к постингу мало относится

  4. yuri говорит:

    Может в витринах так книги и выставляют, но не на магазинных полках. Товар в магазине берегут, а разворачивать напоказ совсем непрактично.

    Думаю что скорее в книжных шкафах брежневского союза граждане стремились создать целостное ощущение иконостаса, чтобы завершить в самих себе гармонию религиозного культа, основанного на почитании книг.
    Не книг как духовного эквивалента, а книг как вещи, объекта почитания, символа образованности, доступа к потребительскому корыту и синонима благосостояния, накопления

  5. bocx говорит:

    На иконостасы, домашние алтари эти серванты и книжные шкафы действительно похожи.

    Эдакое место сбора и накопления жизненной энергии%)

  6. sashko_garmatny говорит:

    А мне кажется это может иметь отношение к теме например как относится симулякр к полям хаотичных непроявленных смыслов :-))))
    Воины, ветераны в чём-то являются мифологемой, виртуальным проявлением идеальной потребности. И когда они вдруг материализуются в быту, это создаёт трудности для граждан, которым трудно включить их систему бытовых смыслов

  7. ober_maneken говорит:

    😉 а может магазины «домашний вид» копируют из гостиных?

  8. ober_maneken говорит:

    +1, подмечено точно — эта дистанция это и есть то, что было самым болезненным и остаётся болезненным сейчас.
    И обратите внимание — на передовую и попадали люди, которые принадлежали не к элитным слоям населения и не могли уклониться от армии. Родились в семьях на большой дистанции от элиты

  9. yuri говорит:

    дУМАЮ ЧТО это определено ролью в интерьере.
    Доминирующий в интерьере объект всегда можно считать концентрацией священных функций

  10. yuri говорит:

    К этому месту в социальной структуре (а я согласен что это можно считать стартовой позицией), добавилась ещё и информационная маргинальность. Даже я бы сказал нелегитимность.

  11. yuri говорит:

    Кризис симулякров против кризиса подлинности

    я бы посмотрел чуть под другим углом.
    Это информационный кризис.
    Общество нуждалось в симулякрах и наверное воспринимало афганцев как симулякр, но их мифологические коды не совпадали.

  12. bocx говорит:

    А ведь это наверное не в любом интерьере заметно? Упомянутые магазины и библиотеки совсем другую доминанту имели —

    что-то гипсовое идеологическое

  13. bocx говорит:

    Может быть.
    Может разные типы интерьеров берут что-то от жилья.
    в любом чиновничьем интерьере есть элемент приватный, какой-нибудь уголок в стиле домашнем

  14. yuri говорит:

    мне кажется что такое строгое деление помещений на частные и общественные, не особо конструктивно.

    кажется что удобнее при проектировании мыслить не назначением помещений, а тенденциями стилистики — обычно это по более простому сопоставленю стилей делается — приватная тенденция или казённая стилистика решения каких-то узлов интерьера — всё это может быть в любом интерьере.

Обсуждение закрыто.