Искусство обиды («АРТ-Москва»)

Выставка «АРТ-Москва» в последние пару лет становится всё более значительной

1.  в этом году было впечатление, что ежегодная выставка жёстко делилась на две неравноценные полемизирующие части — на верхнем этаже была территория в основном тех наших и западных галерей , которые позиционировали себя больше как рыночный товар, а ниже- в большом зале 2-го этажа были галереи, занятые т.н. «актуальным» искусством, также предложенным к продаже, но не имеющих в себе необходимых качеств, чтобы «вписаться в интерьер». Это искусство ориентировано на эпатаж тусовочной публики и призвано «выкрикивать», «выскакивать», не вписываться ни в выставочную ни в обжитую среду.

2.  Комплексы  социальных обид .
Категории с которыми работает это «Актуальное Искусство» — иначе не назовёшь, нежели категориями ОБИДЫ.
«Актуальное Искусство» работает с комплексами  социальных обид и личными обидами участников

.
а) Смыслом всего постсоветского художественного процесса становится выражение социально-политических обид в художественной форме.
б) Работа с обидами может выражаться в борьбе с ними, с попыткой преодолеть обиду, вытеснить её в подсознание (или из подсознания).
в) Однако чаще мастера искусств ставили задачей как-то шокировать, обидеть, побольнее уколоть  зрителя либо невидимое мифическое «российское государство» , как бы солидаризируясь в этом с «продвинутым», «прогрессивным зрителем»
г) поскольку искусство 50-х и даже 60-х на наших глазах становится антиквариатом, то большой смысл появляется в том, чтобы реконструировать историческую совковую обиду, наслаждаясь эстетикой документальности памяти обид.

3.  «Секонд Хэнд»
Таким образом российская экспозиция «Актуального Искусства» оставляла ощущение этакого «Секонд Хэнда» — и форма и содержание художественного процесса и его менеджмента были принципиально вторичны, ретроспективны.

4.  Аутосексуальность .
В этой части российской экспозиции «Актуального Искусства» создавалось ощущение какой-то направленной на самого себя сексуальности — галереи будто наслаждаются отсутствием ясных коммерческих задач, направленных на конкретную целевую аудиторию и слом  художнических критериев  традиционного «мастерства», художественной ценности продукта.

5.  Шоу.
Возможно устроители таких выставок довольствуются примитивной сиюминутной коммерческой выгодой от рекламы, проданных билетов и сдачи в аренду выставочных площадей.
Галереи имеют либо прагматическую выгоду от немедленной продажи товара, либо рассчитывают на последующую продажу тех арт-объектов, чей рейтинг возрастёт.
Парадокс в том, что такие шоу теряют интерес для ценителей искусства, хотя и паразитируют за их счёт.
«Арт-Москва» стала местом, куда можно просто «прошвырнуться», назначить свидание, но безотносительно арт-объектов, несмотря на них…

6. Думаю, что деморализация тружеников нашей художественной индустрии может быть связана ещё и с тем, что советский художник ориентировался прежде всего на внутрикорпоративные этические критерии — на собратьев-художников. 
Когда художественный процесс перестал быть подконтролен крупным органам государственного организма, у художников не осталось никакой этики.  Атомизированная художественная субкультура способна на всё. Развитие этой темы- в новом Строгановском коммьюнити.

7. Еврогалереи на этой выставке последние годы демонстрируют интерес к разнообразным сугубо живописным приёмам нанесения красочных фактур на холст, что по-моему очень симптоматично и ценно.

Об авторе yuri

Осваиваю опцЫи
Запись опубликована в рубрике Новости с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Искусство обиды («АРТ-Москва»)»

  1. so_nase говорит:

    «Когда художественный процесс перестал быть подконтролен крупным органам государственного организма, у художников не осталось никакой этики. Атомизированная художественная субкультура способна на всё.»

    Иногда мне кажется, что отсутствие этики и есть этика и поза современного искусства. Кончились «нормальные» этические, социальные и политические проблемы. Шоу-эстетика захватила практически все сферы публичной жизни, поглотив этику как таковую. Если 30 лет назад фотографии лорда Сноудона из лечебницы для психически больных были шоком и социальным протестом, то сейчас этим уже никого не удивишь. Складывается впечатление, что вся эта система работает на привлечение внимания и денег. А «обиды» — самое больное, что есть в сознании и подсознании. Ими легко манипулировать. Так что если не удаётся зрителя (или мифологизированное государство) обидеть, то можно на него обидеться. И в этом тоже найти определённое удовлетворение. Но это не ведёт ни к чему, кроме психических заболеваний. «Актуальное» искусство стало как-то принципиально обидчиво. И, если нет реального «врага-притеснителя», то выдумывается «виртуальный».

    А вообще все эти процессы, происходящие в совр. искусстве, я могу описать только фразой моей подруги: «Я сам с себя кончаю». Извините за прямоту, но, по-моему, характеристика точная.

  2. yuri говорит:

    теория «тени»

    Как я понимаю аналитические разработки Юнга по поводу «теневой» части личности (и любой «теневой», вытесненной в «тень», в неосознанное информации вообще), если в презентационной части личности «обида», то в теневой — именно эта сексуальность направленная на себя. Если самопрезентация по типу «Я сам с себя кончаю», то обиды вытесняются в «тень».

    Шоу «АРТ_Москва» в частности и искусство вообще становится этим временем Зазеркалья, поляной, где возникают мерцания, помрачения смыслов, перевёртыши, путаница добра и зла, красоты и паталогии — свет становится тенью.

  3. peter1punk говорит:

    Re: теория «тени»

    Да очень точно характеризованно, такоеже мнение сложилось у меня и многих моих товарищей.
    Прямо иллюстрация к статье Максима Кантора «Продавцы вакуума»
    кстати очень интересная статья в журнале «Эксперт» http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/09/prodavcy_vakuuma/

  4. yuri говорит:

    Re: теория «тени»

    Cпасибо. Статья интересная . Цитата- «….Вот куратор стоит под лучами юпитеров, суровый человек, проницательный и адекватный. Почему-то кураторы внешним видом своим копируют киногероев (тяга казаться героическим сохранилась, хотя героизм и отменили) — они одеваются в темное, сжимают губы в ниточку и буравят пространство взглядом. Можно подумать, они сделали в жизни нечто бескомпромиссное и героическое, но нет, не сделали и никогда не сделают. Их общественная роль — уберечь рынок от героического и великого. Сообразно убеждениям и сущности кураторам бы надо носить байковые пижамы в горошек, они же рядятся в черные бушлаты десантников.
    Настало время кураторов —не творцы, а они, некогда маленькие незаметные служащие, теперь правят бал. Уж они искусству попомнят! …»
    Это как раз то, о чём я люблю говорить — категории героизма, величия, подвига, несомненно-безусловно-прекрасного — то есть категории эстетики (которую сейчас чаще зовут этикой) вытеснены , отчуждены из нашей жизни. Соответственно — этот мир спасёт эстетика, если понимать её в Платоновском, Сократовском масштабе

  5. stroke_edge говорит:

    Отменно сформулировано, спасибо.

Обсуждение закрыто.