Стенопись и архитектурная суперграфика

Я днём оффтопил в чужом блоге по поводу вчерашней защиты монументалистов.
Из многих букв выбрал фрагмент обсуждения одного из дипломов (далее сокращённые цитаты оффтоповых комментариев):

Posted by: gdmitry ([info]gdmitry)
Posted at: Июнь, 12,

//….//

Очень порадовала тема мозаичного панно на полу с переходом его на колонны. Не исполнение, а именно сам факт попытки осилить такую необычную для МЖД последних лет штуку. Вообще—они становятся всё более современны, как мне кажется. Или дело в конкретных преподавателях?

Posted by: некто СЫЧЁВ ([info]sychov)
Posted at: Июнь, 12,
АрхДИЗАЙН и традиции стенописи
Ключевые слова:
//….//

Эта «современность» была более свойственна «мухе» 80х.
Я пришёл в Строгу, потому что у Филатчева в основном работали классической кистевой техникой стенописи.

ИМХО- такой архитектурный дизайн как на этом дипломе с мозаичными колоннами гораздо логичнее было бы делать где-то на факультете дизайна, не ломая строгановскую живописную традицию.
Я совсем не хочу сказать, что эти направления в монументалке нужно выкорчёвывать с МДЖ.
нет конечно — пусть будут.

НО году в 92м я Ксении Андреевне предлагал создать на факультете дизайна мастерскую архитектурной суперграфики, которая решала бы те же задачи монументалки, но только НЕФИГУРАТИВНЫМИ средствами новых технологий.

Моя же самая большая претензия к этой очень хорошей мозаике в том, что по работе неясно — умеет ли автор рисовать.

Думаю что самое ценное в нашей школе (не в эмдэжэшной, а вообще в Строгановке) что кистевые техники позволяли освоить грамоту, проходя путь от натурного рисования к трансформации формы в соответствии с технологиями данной специальности, а вовсе не высасывать сюрреалистические сюжеты из пальца (как в сущности и я сам ошибочно делал в процессе обучения)

Posted by: некто СЫЧЁВ ([info]sychov)
Posted at: Июнь, 12,
Роль преподавателя

На вопрос — в конкретных ли преподавателях дело — ответить трудно.
По-моему должна быть мощная методика. Настолько мощная, чтобы личность преподавателя была СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ пластом этой методики, но не главной ФОРМОЙ.

Я имею в виду, что конструктивная сторона методики должна быть ВНЕличностна и не зависеть от конкретных преподов. А преподаватель — это кровь, душа- то есть основное содержание этой методики.

Насколько мне известно, на МДЖ нет внятных системных методических наработок (таких, как есть например на ХОС-ХОК, графическом дизайне, тканях и даже уже пытаются выработать на «среде»).

Соответственно правомерен и ваш вопрос — в конкретных ли преподавателях дело.
Нужно, чтобы дело решалось системностью, методичностью, но не талантом или стилистическими склонностями конкретного препода.

В данном случае — этот хороший мозаичный диплом лишён наполнения содержательностью наблюдения за живой формой, но главное в ней — это дизайнерские трансформации, которые могли бы стать основой методики где-то поближе к «средовому»

Posted by: некто СЫЧЁВ ([info]sychov)
Posted at: Июнь, 12,
Современные тенденции монументалки

Конечно «современность» некоторых приёмов и стилистических тенденций — вовсе не аналог качества.
Хотя мы обычно подразумеваем под метафорой «современность» просто что-то очень хорошее.

В данном случае мне кажется тут возможным недоразумение.
Действительно «дизайнеры» — более поздняя форма профессиональной идентичности, чем скажем «стенописцы».
Поэтому и диплом этот с мозаикой обоснованно можно называть «более современным».

Если бы речь шла не о студенческой, но о рыночной творческой работе — я бы считал этот язык (мозаики, покрывающей пол и колонны) абсолютно позитивным и адекватным.

В учебной ситуации адекватность этого языка сомнительна.
Этот подход далёк от традиций стенописи, им трудно кого-то обучить мдЖИВОПИСИ, а вот на «дизайне» им стоило бы дорожить

Об авторе yuri

Осваиваю опцЫи
Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

81 комментарий на «Стенопись и архитектурная суперграфика»

  1. co6aku_c_3y6amu говорит:

    Re: Тотальный дизайн

    вектор такой трансформации застывших форм всегда очень сильно зависит от личностей….

    …а личности зависят от своего желудка. Иногда настолько зависят, что всё прочее забывают.
    Это по поводу прагматических мотивов таких трансформаций

  2. stroke_edge говорит:

    Re: Тотальный дизайн

    Да, бывает, что и от желудка… масштаб личности очень много значит.
    Кстати, прагматично-желудочные устремления иногда и не самый худший вариант, они хотя бы объяснимы и предсказуемы. Много хуже, если за преобразования берется человек амбициозный, желающий «вписать имя», но масштабом личности совершенно не соответствующий собственным амбициям. Тогда вообще труба…

  3. gdmitry говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    И каким образом эти традиции боролись с совковостью? Иные работы Филатчева являются не менее монструазным соцзаказом..
    Я привёл в пример Хайека, так как пластическое решение диплома напоминает его «пути цвета»(а вовсе не того идола, которого вы представили в качестве иллюстрации). И про его «современность» я уже высказался выше.
    Традиции.. Хорошо, а в рамках вашего понимания «традиций стенописи» вообше возможно было достойное решение этой проблемы? А то я не пойму—загвоздка в формальной части или в неправильной, по вашему мнению, постановке задачи для дипломной работы?

    Тогда всё стекается к сотрудничеству отделений, выполнения одного задания поэтапно, правильно? Возможно ли это?

  4. yuri говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    в Вашем комменте мне не всё понятно. Я смогу ответить только на те вопросы, что более-менее чётко заданы.
    Если есть ещё что-то важное , сформулируйте пожалуйста яснее
    Если хотите быть лучше понятым — приведите в пример другие работы Хайека.

    …И каким образом эти традиции боролись с совковостью? Иные работы Филатчева являются не менее монструазным соцзаказом…

    Здесь скорее тогда надо ближе к истории советского искусства материал собирать. Мне казалось, что все прекрасно помнят тех цементных, гранитных монстром, грубо-обобщённых образов пролетариев, партийных вождей, которыми были забиты музеи и выставки советского времени. Тенденции внимания к частной, приватной жизни на рубеже 60х-70х связаны например с именами НАзаренко и Филатчева. Вот это внимание к личности, к плоти, к живому человеку, даже к его телу, к уникальности личности и есть отличие от совкового тоталитарного искусства. Я уж не говорю о тех приёмах , близких фресковой живописи, которые появились в монументальных работах Филатчева.
    Те его работы, в которых изображены конкретные пролетарии имеют характер мечты, поиска идеала, но никак не могут быть названы «монструазными». Этот эпитет абсолютно не соответствует его творчеству.

    …»…Хорошо, а в рамках вашего понимания «традиций стенописи» вообше возможно было достойное решение этой проблемы? А то я не пойму—загвоздка в формальной части или в неправильной, по вашему мнению, постановке задачи для дипломной работы?

    Тогда всё стекается к сотрудничеству отделений, выполнения одного задания поэтапно, правильно? Возможно ли это?…»…

    о какой конкретно проблеме, о какой загвоздке Вы задали вопрос?
    Я ведь вроде бы писал — моё предложение было создать неживописную мастерскую, свободную от традиций стенописи. Вы ведь видете, что эта мозаика может быть ставит цветовые, но никак не живописные задачи.
    А специальность-то называется «МДЖ».
    Какие задачи ставит дипломник -это решает он сам, а утверждает это решение кафедра.
    Пока такие отвлечённые от анализа живой натуры дипломные работы составляют меньшую часть проектов — всё в пределах нормы

  5. yuri говорит:

    Re: Тотальный дизайн

    Да, сейчас эти тенденции уничтожения академических традиций вроде бы угасают.
    Кафедры вполне успешно (помимо академического) занимаются СПЕЦрисунком и это не отнимает часов у академических дисциплин.

  6. gdmitry говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    Приведу обязательно, временно нет иллюстративного материала)

    Мечта о водителях Магирусов? Эти застылые, безжизненные бесплотные трудяги? По-моему, он втиснул в данном случае свой подход, метод, технику, художественное видение в узкоспециальныей заказ. Не получилось ни того, ни другого. Работа низачем. Разве это честно? Чем же это не совок? Притом, прошу понять меня правильно—я ничего не имею против Филатчева, как живописца и преподавателя, речь о совке исключительно.

    Загвоздка в том, как я вас понял, что вы считаете такое задание не приемлемым для МДЖ. Что сила этой кафедры в другом и заниматься ей следует другим.
    Далее: возможно ли сотрудничество кафедр, выполнения одного проекта по этапам или параллельно? Например: тема суперграфики в интерьере или архитектуре средствами МД И. За неё берутся Интерьер, Среда, Графический дизайн, МДЖ. И каждый занимается своим делом в большом проекте. в порядке эксперимента возможно ли такое?

  7. yuri говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    Это всё же не задание, которым должны преследоваться определённые тренинговые задачи, а архитектурная ситуация, в которой должно было проявиться то, чему научили специалиста.
    То, чему ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАУЧИТЬ — в конечном итоге осталось непроявленным.

    О сотрудничестве кафедр —
    — у меня уже год в этом блоге лежат черновики постинга, в котором есть история того, как я в студенческое время понимал возможности такого сотрудничества и каковы шансы теперь. Как-нибудь опубликую.
    Впрочем, по-моему я даже вживую о чём-то таком говорил.
    Шансы небольшие. Чем дальше, тем более сложной мне представляется ситуация, но если приложить усилия — это возможно.
    Польза такого сотрудничества конечно есть, но преувеличивать пользу я не стал

  8. gdmitry говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    //То, чему ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАУЧИТЬ — в конечном итоге осталось непроявленным.// То есть, дело в формальной стороне, исполнении?

    Я говорю не о тотальном объединении кафедр для учебного процесса, а точечном привлечении тех или иных специалистов, в зависимости от задачи.

  9. yuri говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    Уточните вопрос.
    Разумеется — нет ничего плохого в том, чтобы привлекать специалистов. Задача здесь одна — преподавание, обучение. Я пока не понял в чём здесь Вы видите вопрос.

    Что же касается Филатчева, то я не раз высказывался о своём понимании того времени и его роли. Совком я считаю пренебрежение личностью, частной жизнью, внутренним миром. Выскажите тезис, с которым Вы хотите чтобы я спорил.
    Вы раньше назвали работы Филатчева «монструазным соцзаказом..» — это очевидно не соответствует истине, здесь полемики не получится

  10. dr_lathomorum говорит:

    Re: Тотальный дизайн

    Ну пусть хоть попробуют

  11. dr_lathomorum говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    Стало быть, торжествует «дизайнерский» академизм. Верность стереотипам, отказ от поиска

  12. yuri говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    если «дизайн» это культура проектирования, то если проецируются канонизированные стереотипы — это отказ от проектных составляющих

  13. dr_lathomorum говорит:

    Re: Тотальный дизайн

    Смотрите: ситуация с дипломами — это лишь отражение более общего процесса.
    Помимо студентов, в создании диплома участвует кафедра. Кафедра заинтересована в том, чтобы диплом был защищён. Толково рисовать и писать в Строгановке сейчас может всё меньшее число студентов. Понятно, что фигуративный диплом, выполненный бестолково — головная боль для кафедры. Поэтому и растёт количество «дизайнерских» решений.
    И потом, не думаю, что желание создать ликвидный товар сильно руководит диломниками. Многие из них, увы, рассматривают создание дипломной работы как необходимое зло на пути к заветным корочкам. А работают в несколько других областях

  14. yuri говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    …видимо «художественность» это ключевое слово.
    Термины «художественность», «искусство» и означают мастерство, стремление к качеству, а не эмоциональное сопровождение готовых стереотипов.
    …»художественность» тоже можно сожрать, потребить, но публика видимо ожидает что если «дизайн» они привыкли потреблять по-бытовому, по-плотски, то и творить дизайн, проектировать можно так же просто, как траншею рыть

  15. yuri говорит:

    искусство как ликвидный товар

    Здесь в принципе описана реальная рыночная ситуация, в которой искусство принимает такие брутальные формы — с минимальным вложением мастерства — больше краски. больше бронзы. меньше теплоты рук.

    То есть Вы, dr_lathomorum по сути сами себе противоречили, описав как искусство, учебный процесс становятся «ликвидным товаром», подчиняясь общим рыночным закономерностям — «искусство» становится не только менее искренним, но и всё менее трудоёмким.

    А насколько адекватны все участники процесса в понимании этого упрощения , насколько осознают своё стремление создать «ликвидный товар» -это иной вопрос.

    Причём понятно, что более искусно, искренне сделанную вещь, более трудоёмкую вещь может быть и продать было бы проще, но дольше продавать, так как такое искусство дороже бы стоило.

    Это видимо сложный многослойный процесс обесценивания искусства.
    Брутальные формы обычно продают подешевле — конечно не по цене материала, но пролетарским трудом не так дорожат

    …»…Кафедра заинтересована в том, чтобы диплом был защищён…»…

    Это предопределяет то, что с каждым годом станет всё сложнее каким-то образом воздействовать на студентов.
    ИМХО — если студент допускает, что он может пару лет пытаться защититься, но этого может не получиться — может другие внимательнее в учебном процессе будут.

  16. dr_lathomorum говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    «если студент допускает, что он может пару лет пытаться защититься, но этого может не получиться — может другие внимательнее в учебном процессе будут»
    Это — золотые слова. Зачастую складывается впечатление, что в альма матер студенты делают вид, что учатся, а преподы делают вид, что учат. Каждый допущенный к выполнению диплома ПРОСТО ОБРЕЧЁН этот диплом защитить (причём, оценка «удовлетворительно» ставится крайне редко). Потому что это не столько вопрос личной репутации дипломника, сколько дело чести для кафедры и «школы» в целом.

  17. yuri говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    есть этот нюанс, что студенты приходят не столько учиться, сколько «творить», что главное -это признать их ресурсы «таланта», а вовсе не дать технологии развития этих ресурсов.

    я точно не помню был ли допущен к выполнению дипломной работы мой одногруппник, но у нас в 93м один студент действительно не защитил диплом, но преддипломную работу делал.
    Причём я учился 5 лет.
    Преддиплом был в январе, а через 4-5 месяцев — защита совсем другой работы в совсем другой архитектурной ситуации. Не помню точно что было причиной, но работа была в принципе плохая — дилетантизм во вкусовом отношении, не столько по форме

  18. stroke_edge говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    …но при этом как-то подспудно сохраняется ожидание некоего шаманского действа.
    Публика-то ладно, ее, в конце-концов, приучили к определенной стилистике потребления, а вот хуже, когда сами дизайнеры начинают относиться к профессии, как к шаманству. Отсюда и дешевый апломб «посвященных», и бессмысленный гонор на фоне — очень часто! — полной профнепригодности… ну и сбивания в кланы и кланчики — тоже отсюда, разумеется. На сетевые дизайнерские тусовки иногда без слез смотреть нельзя — настолько густопсово прет от них самодовольством «причастных» и презрением ко всем, кто не «входит в прайд». Причем, все это на фоне бесконечно убогих и безграмотных в именно профессиональном отношении картиночек.

    Злой я чего-то сегодня 🙂

  19. stroke_edge говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    Следование затверженным алгоритмам — это еще не академизм. Более того, бездумная эксплуатация стереотипов противоречит понятию академизма. Ну, ИМХО, понятно.

  20. stroke_edge говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    >Это видимо сложный многослойный процесс обесценивания искусства<

    Кстати, да, такая тенденция отчетливо прослеживается невооруженным глазом…

  21. yuri говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    интересно насколько различны эти социальные ситуации, по разному выглядит и действует дизайнер во взаимодействии-
    — независимый дизайнер и заказчик
    — дизайнер и дизайнер («по душам» или в конкурентной ситуации)
    — дизайнер и художник (ситуация «кривое зеркало»)
    — группа дизайнеров в своём лежбище по отношению друг к другу
    — группа дизайнеров по отношению к группе, стоящей ниже или выше по социальной лестнице
    — дизайнер и посредник между ним и заказчиком (или субподрядчик или подрядчик)
    — по-моему суперситуация — это сытый холёный дизайнер в джипе или с аквалангом , на отдыхе

    думаю что можно представить себе как мог вести себя «художник» в этих ситуациях много лет назад и какое ролевое поведение поощряется в самом себе сейчас. Я конечно не о морали, а о профессиональных приоритетах

  22. yuri говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    …я пытался читать учебники по менеджменту — чтобы отследить действующие схемы взаимообмена в области искусства.
    Говорю сейчас не столько об экономических составляющих, но о сложном социальном символическом обмене — за искусство платят чем-то другим и искусство принимается как оплата других действий, акций, свойств, талантов.
    И искусство принимается как средство оплаты или консервации в совсем иной ценностной шкале. Сложно это подвижное состояние социума описывать

  23. stroke_edge говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    Вот хорошая статья отчасти и по этому поводу. Механизмы, во всяком случае, четко показаны:
    http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9431
    http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9623
    http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9749

  24. stroke_edge говорит:

    Re: Магия кустарного дизайна

    Ситуация «дизайнер vs художник» — самая смешная и дурацкая.
    Забавно, будучи членом обоих этих творческих союзов, наблюдать со стороны на воинственные кучкования с проклятиями в адрес иных… эдакая ксенофобия, характерная для примитивных культур.
    А «дизайнер-в-джипе» (как образ успешного дельца, конечно, не в джипе дело) — самая жлобская.

    ЗЫ: Мораль, как ни странно, с профессиональными приоритетами связана теснее, чем может показаться на первый взгляд… хотя и опосредованно, конечно.

  25. yuri говорит:

    Мораль и профессиональная этика

    рискую быть случайными читателями неверно понятым, но думая о морали дизайнера -он может вызывать сочувствие , а то и просто жалость.
    Я о том, что в социальном смысле дизайнер существует в зыбкой системе координат, не имея собственных чётких ценностей — его ценности подвижны, зависят от контекста и мечутся в широком диапазоне ценностей художника (или иногда святого-юродивого) до самых жирных камертонов общества статусного потребления.

    Дело может быть даже не в самоиндульгировании профессионального имморализма, а в сложности самого проектного типа деятельности .
    Разные объекты проецируются, разные способы наведения проекций — очень мало критериев, взаимно подходящих для сложных взаимоотношений разных социальных структур

  26. yuri говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    спасибо! Бегло взглянул, но вижу, что информация интересна, так как вроде бы без предвзятости

  27. stroke_edge говорит:

    Re: искусство как ликвидный товар

    Очень кстати к слову о клановости и тусовочной морали…

  28. stroke_edge говорит:

    Re: Мораль и профессиональная этика

    Сейчас по НТВ в очередной раз пересматривал «Адвоката дьявола» и подумал, что как раз в тему 🙂

  29. yuri говорит:

    Re: Мораль и профессиональная этика

    Надо же…
    а я так хотел хоть раз этого «Адвоката» посмотреть.
    (Не признал — думал «Матрица . 10 лет спустя»))

    Адвокатские причуды — как и любое эксклюзивное проектирование, имеющее дело с непознанным — тоже в пограничной ситуации трудно понять и узнать

  30. stroke_edge говорит:

    Re: к теме АрхДИЗАЙН и традиции стенописи

    >Пластические поиски — это именно промысел монументалистов<

    Эээ… вообще-то, пластические поиски — это промысел любого художника. Просто по факту, потому что иного, кроме пластического, языка нет.

  31. yuri говорит:

    о поиске интонаций пластики

    Совершенно согласен.
    Даже в канонических видах деятельности, где художественный язык жёстко ограничен каноном, а поиск тем более предопределён, любая деятельность должна носить именно характер поиска интонаций художественной пластики.

    Именно это я и хотел ответить на предыдущий вопрос, который задал gdmitry («…на МДЖ, пусть даже в дипломном проекте, не очень уместны какие-либо пластические поиски?»)

Обсуждение закрыто.